Недаром понедельник называют тяжелым днем. Оказывается, и сердце останавливается чаще не в субботу или воскресенье, а в будни, причем самый несчастливый день понедельник, когда «пламенный мотор» отказывает у мужчин в 20 раз чаще, чем в другие дни, у женщин – в 15 раз. Это загадочное явление, подтвержденное в ряде исследований, пытается проанализировать Джузеппе Ремуцци в «Коррьере делла Сера».
Не исключено, что таково воздействие стресса, связанного с возвращением к рабочим обязанностям или с ожиданием трудной предстоящей недели. Возможно также, что это следствие некоторого перебора спиртного. Несколько лет назад шотландские ученые пришли к выводу, что в Великобритании это результат выпитого в уикенд алкоголя. Итальянский журналист с огорчением констатирует, что такое явление все чаще наблюдается и в Италии: в выходные, расслабляясь, его соотечественники очень много пьют.
Причиной внезапной смерти чаще всего становится отрыв атероматозной бляшки в одной из артерий, питающих сердце. Могут сыграть роковую роль некоторые гормоны, например кортизол, или гормоны, появляющиеся в процессе не контролируемой человеком деятельности нервной системы. В подобных случаях меняется ритм работы сердца и последствия бывают очень тяжелыми.
Возраст при этом не имеет решающего значения. В понедельник, конечно, чаще умирают люди старше 65 лет, однако молодые умирают тоже. «Правило понедельника» действует в Европе, Соединенных Штатах и в Австралии. На Дальний Восток, однако, оно не распространяется. Китайцы из-за проблем с сердцем чаще умирают по субботам и реже по воскресеньям. В Японии «правило понедельника» действует в отношении мужчин, а не женщин. Женщины-домохозяйки чаще умирают по субботам (в субботу у них еще больше дел). Работающие японки вообще очень редко страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Различия между Европой и Дальним Востоком могут объясняться традициями и чередованием рабочих и выходных дней, что связано кроме прочего с религией. Чтобы сделать более достоверные выводы о связи внезапной сердечной смерти с трудовой деятельностью, с религиозными и бытовыми обычаями, необходимы данные о тех, кто соблюдает традиции иудаизма и ислама. В частности, исследования у мусульман, совсем не употребляющих спиртного, могли бы прояснить значение обильных алкогольных возлияний по выходным. К сожалению, такие исследования пока не проводились.
Не проводились подобные исследования и в России. А результаты их могут быть очень любопытны: ведь у нас пьют побольше, чем в Европе и тем более в Азии.